Жители страны восходящего солнца прекрасно знают, кто такие гейши, и тем не менее 99% японцев никогда не встречались с ними. Почему? Слишком дорого. Два часа в обществе гейши стоят около четверти годовой зарплаты среднестатистического служащего. Лишь высокопоставленные чиновники и крупные бизнесмены могут позволить себе провести вечер или ночь в чайном домике, где царствуют гейши в обстановке изысканности, остающейся неизменной вот уже три века.
Чтобы привести себя в порядок — сделать прическу и облачиться в кимоно, гейша тратит ежедневно от 4 до 5 часов.
Кимоно — "рабочая" одежда гейши. Настоящее кимоно не кроят и не шьют. Это цельный кусок ткани, который оборачивают вокруг тела и закрепляют с помощью нескольких поясов. Средняя стоимость такого чуда равна стоимости дешевой модификации "хонды" или "тойоты", но цена кимоно, предназначенного для особо торжественных случаев, может достигать цены "лексуса".
Затем — макияж. Гейша покрывает лицо белой пастой (в религиозном синтоистском обряде белый цвет означает чистоту), делающей его мягче и позволяющей губам выглядеть более ярко.
Гейша носит шиньон, который даже высокому мастеру стоит долгих часов труда. Шиньон заставляет гейшу спать, опираясь шеей на деревянный валик. Для японцев шея и верхняя часть спины, так же как и запястья, — предмет вожделения.
Жизнь начинающей гейши — "майко" — не сводится к умению носить кимоно и делать традиционный макияж. Она обучается пению, танцам, рисованию, каллиграфии, искусству вести беседу и подавать напитки. В этот период гейша проводит за уроками по 12 часов в день. Встает около 8 утра, ложится поздно и имеет один выходной в две недели.
Гейша живет в мире жесткой иерархической подчиненности "хозяек" и "сестер". Она не должна выходить замуж (хотя у гейш нередко бывают дети). Возможно, именно поэтому их сравнительно мало. Так, в начале XX века гейш насчитывалось около 80 тысяч, сейчас — не более двух тысяч. Положение этих женщин двусмысленно. Талантливые хранительницы национальных традиций Японии для одних и высококлассные проститутки для других, они, как и прежде, остаются загадкой.
В мире гейш все реально, но реальность многообразна и неопределенна. Например, кимоно позволяет видеть лишь верхнюю часть спины гейши, но под этим целомудренным одеянием женщина совершенно нага. Гейши наполняют ненавязчивым оживлением вечера богатых японцев и в то же время придают встрече мощный эротический заряд.
Внешне чрезвычайно сдержанные, они способны на игривую шутку, сохраняя при этом ореол благовоспитанности и отстраненности. В сексуальном отношении японцы не признают табу. Эротика, так же как пение и танцы, для них высокое искусство. Обучение гейши стоит больших денег. Обычно платят за это крупные компании или якудза — японская мафия. Прибыль составляет от 100 до 300% на вложенный капитал.
В прошлые века воспитание гейши начиналось с 10-летнего возраста, сейчас — по принятому после Второй мировой войны закону — с 16-летнего. Перед тем как вступить на это поприще, девушка заключает контракт с хозяйкой чайного домика: если она захочет изменить профессию, то ей придется откупаться немалыми деньгами.
Темой гейш я заинтересовалась сразу после просмотра фильма «Мемуары гейши» Роба Маршалла (2005). Очень уж колоритно все там выглядело. В те древние времена у меня еще не было Интернета на дому, поэтому чтобы узнать побольше я купила себе несколько книг о гейшах. Первая называлась «Дневник гейши», автор Кихару Накамура, вторая – «Соперницы» Нагаи Кафу.
В первой книге автор описывает свою жизнь, жизнь гейши ХХ века. Этой профессией она начала овладевать еще с 13 лет. Утром в школу, вечером к клиентам. Так продолжалось лет до 19-ти, дальше она вышла замуж за влиятельного человека (кстати это тенденция, все богатые женихи Японии женились на гейшах, потму что те умели себя презентовать. Имидж – это наше все.) и уехала на 3 года в Индию. А дальше началась Вторая мировая война.
Семейство Накамура было срочно депортировано на родину, муж ушел на фронт, а Кихару с малым ребенком осталась одна в полуразрушенном Токио. Потом начались тяжелые послевоенные годы, американцы хлынули в Японию и начали устанавливать свои порядки. Квартал Ив и Цветов (так назывались все кварталы в которых работали и проживали гейши) снова начал работу, но американцы не смогли оценить изящество мастерства гейши. Для них если ты клиент значит, ты должна ему прислуживать у ложа (в этом словосочетании гейши скрывали истинный смысл, т. е. секс за деньги). В те времена подобным занимались лишь низкопробные дешевые профурсетки называвшие себя гейшами. Поэтому для настоящих гейш это было оскорблением.
Мастерство гейши состоит в том, чтобы отвлечь мужчину от мирских проблем, развлечь беседой или рассказом (гейши – мастерицы сказаний, знают их множество), пением баллад или игрой на сямисене (музыкальный инструмент, Аля наша гитара, обтянут кошачей (!!) кожей). Поэтому многие заведения стали приходить в упадок, клиенты измельчали, а многовековая традиция стала исчезать с лица земли.
Семейство Накамура было срочно депортировано на родину, муж ушел на фронт, а Кихару с малым ребенком осталась одна в полуразрушенном Токио. Потом начались тяжелые послевоенные годы, американцы хлынули в Японию и начали устанавливать свои порядки. Квартал Ив и Цветов (так назывались все кварталы в которых работали и проживали гейши) снова начал работу, но американцы не смогли оценить изящество мастерства гейши. Для них если ты клиент значит, ты должна ему прислуживать у ложа (в этом словосочетании гейши скрывали истинный смысл, т. е. секс за деньги). В те времена подобным занимались лишь низкопробные дешевые профурсетки называвшие себя гейшами. Поэтому для настоящих гейш это было оскорблением.
Мастерство гейши состоит в том, чтобы отвлечь мужчину от мирских проблем, развлечь беседой или рассказом (гейши – мастерицы сказаний, знают их множество), пением баллад или игрой на сямисене (музыкальный инструмент, Аля наша гитара, обтянут кошачей (!!) кожей). Поэтому многие заведения стали приходить в упадок, клиенты измельчали, а многовековая традиция стала исчезать с лица земли.
Другая книга повествует о быте гейш эпохи Мейдзи. Там все гораздо сложнее. Тоже молоденькая гейша выходит замуж за богатого мужчину, уезжает с ним из Токио на север, через несколько лет он умирает. Кикутиэ (а именно так зовут героиню этой книги) возвращает в Токио снова работать гейшей. Теперь ей 23 и она не уверена, что у нее еще есть шанс устроить свою судьбу. Поэтому с радостью соглашается на предложение старого знакомого стать ее патроном-любовником. В тогдашнем свете это считалось в порядке вещей. Но наша героиня его не любила, а влюбилась в актера театра Кабуки (в этом театре традиционно мужчины исполняют как мужские так женские роли). И что забавно, оказывается в те времена было нормальным, что патрон платил по всем счетам Кикутиэ, а Кикутиэ содержала своего любовника-актера. Меня это вообще убило.
Вообщем, я сделала такие выводы из прочтенного:
1) Гейша гейше рознь. Как и в любой другой профессии есть и свои уродства. Взять хотя бы секретарш; многие считают, раз секретарша, значит спит с шефом. Но в большинстве случаев это не так. Просто слава о продажных секретаршах разошлась по миру. Та же ситуация с гейшами. Их святой обязанностью не есть секс с клиентом, просто некоторые из них используют это в своих целях.
2) Гейши очень щепетильные особы. Боже упаси, не соблюсти все традиции. Например, в первой книге описывается как Кихару покидает союз гейш. Она была обязана закатить банкет в свою честь, а потом разнести гостинцы во все чайные домики квартала. Если она этого не сделала бы, покрыла бы свое имя несмываемым позором.
3) Гейши – это яркий пример фразы «Восток – дело тонкое». Не зная много из их быта, из их истории, мы не сможем их понять. Многое нас шокирует, а многое наоборот привлекает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий