четверг, 9 февраля 2012 г.

Красивая грудь!


Женская грудь: культурная эволюция
В 1994 году модель Ева Герцигова кокетливо и коварно требовала с бигбордов: «Смотри мне в глаза!» Выполнить эту незатейливую просьбу оказалось не так-то просто, взгляд водителей предательски сползал вниз… В результате увеличивались не только продажи бюстгальтеров Wonderbra, но число дорожно-транспортных происшествий. Магия красивой женской груди поистине непреодолима, хотя, казалось бы, что до неё взрослым мужчинам, давно отказавшимся от грудного молока?

Культовая грудь
Женскую грудь можно по праву назвать одним из достояний рода человеческого. Ведь у тех же обезьян нет такого "выдающегося" органа – одни соски и только. Да и зачем? Давно известно, что от размера груди производительность молока совершенно не зависит. Однако жировая ткань, придающая женской груди форму, имела не столько физиологическое, сколько культурно-символическое значение. Вспомним статуэтки первобытных людей, где женщина изображена с огромной, даже гипертрофированной, грудью. По-видимому, в этом отобразился популярный в доисторические времена культ Матери (недаром слово "мама" происходит от лат. "mamme" - "женская грудь"), а с размером груди долгое время связывались «плодоносные» качество женщин. Так грудь становится одним из критериев, по которому наши пращуры выбирали себе сексуальных партнерш. Подобный половой отбор – не редкость, и хорошо развитое женское достояние в результате стало таким же «эротическим сигналом», как яркие наросты на клюве или роскошные хвосты у некоторых птиц.
Впрочем, не во всех культурах сложилось благоговейное отношение к груди. Так у полинезийцев-манагия считают, что женская грудь способна заинтересовать только голодного младенца. А японцы издавна туго перематывали грудь девочек, чтоб как можно более уменьшить ее размеры.
Античная грудь
Однако в средиземноморских цивилизациях грудь уважали издавна. Ей вообще везло больше, чем другим частям тела. Уже в минойской культуре острова Крит можно найти изображения женщин, щеголявших в более чем откровенных декольте. Что уж говорить о греках! Их Афродиты-Венеры надолго останутся образцом телесного совершенства. Рассматривая статуи, можно сделать вывод, что грудь греки ценили заметную (но не очень большую – где-то второго размера), правильной чашеобразной формы, упругую и высокую. Уже тогда античные женщины начали поднимать грудь, подвязывая ее лентой – первым прообразом лифчика.
Отношение греков к телесной красоте особенно ярко иллюстрирует история Фрины – известной гетеры, послужившей моделью для многих статуй. Когда ее осудили за богохульство и "развращение лучших афинских мужей" и уже готовы были вынести смертный приговор, ее адвокат в отчаянии сдернул с нее платье. Увидев сколь прекрасна грудь подсудимой, судьи усомнились в ее порочности и… оправдали.
Наплевательски относиться к этой части тела могли только воинственные мифические амазонки, которые отрезали себе одну грудь, чтобы удобнее было стрелять из лука. Впрочем, как известно, мужчин эти ярые феминистки соблазнять не планировали…
Аскетичная грудь
Молодая девушка. Иллюстрация из чешской Библии, XIV в.Христианство, пришедшее на смену вконец распустившейся античности, ударилось в другую крайность. Телесное отныне считалось греховным, а обнажение тела на людях соответственно – греховным искусом. Аскетические идеалы сказались и на эталонах женской груди. Как пели школяры-ваганты: «Девушки перси свои туго бинтом пеленают, ибо для взгляда мужчин полная грудь не мила». Средневековое тело должно было быть худым и стройным, без слишком вульгарных выпуклостей. Эта стройность подчеркивалась очень узким и естественно наглухо закрытым платьем. Некоторые доходили до того, что утверждали, что Богоматерь даже при кормлении младенца стыдливо отворачивалась... Публичное обнажение женской груди считалась дикостью и языческим варварством. Изображать нагими позволяли только Адама и Еву, когда они еще жили в раю, и нагота их была невинна.
«Он указал на маленькие груди Приснодевы, высоко и туго затянутые корсажем, завязками которого играли ручонки Младенца: "Видишь? Те же сосцы пригожи, что выпирают не сильно, полны, в меру упруги, но не колышутся дерзко, а возвышаются еле, воздеты, однако не сжаты».
Возрожденная грудь
Однако уже со второй половины XIV века грудь вновь начинает отвоевывать свое «место под солнцем». Эпоха Возрождения, в попытке подражать античности, начинает воспевать красоту человеческого тела – в первую очередь, его жизненную силу. Астеничные грудки средневековой красавицы теперь не в моде. В цене оформившаяся грудь зрелой женщины, желательно познавшей радость материнства, но при этом не дряблая. Хотя, конечно, по нынешним "силиконовым" временам даже груди пышнотелых красавиц с картин Рубенса покажутся достаточно скромными. Одним из канонов красоты являлась и белизна персей. "У нее белая шейка, а под ней две груди, украшенные и испещренные голубыми жилками" - так воспевал свою даму Ганс Сакс.
Одежда дворянок обзаводится смелыми декольте и, поднимающими грудь, корсетами и лифами. Конечно, были и определенные ограничения. Обычно слишком большое декольте позволялось носить молодым незамужним девушкам (так сказать, для привлечения женихов), у замужних оно было поскромнее, а вдовам положено было закрывать грудь полностью (правда ненадолго – всего лишь на неделю траура). Английская королева Елизавета I нередко показывалась с обнаженной грудью, как свидетельством своей девственности. То же и с изображениями груди. Полную «обнаженку» сначала разрешалось рисовать лишь на античные сюжеты. "Уместной" обнаженная грудь считалась и у кормящей Девы Марии. Это привело к тому, что картины заполонили Дианы, Венеры и Мадонны (вид груди последней вряд ли вызывала у зрителя набожные чувства), в которых современники узнавали вполне конкретных красавиц, зачастую жен и любовниц привилегированных особ. Появляются и фонтаны, где струи воды били прямо из грудей женских скульптур.
Демонстрация груди становится одним из основных приемов привлечения к себе внимания. Так, например, в Венеции обычай требовал, чтобы дворянки переходили улицу, прикрывши лицо маской или шалью. На почти вываливающуюся из декольте грудь это не распространялось! Екатерина Медичи даже ввела в моду платье с двумя вырезами для "Венериных холмов". А как только не называли женскую грудь поэты и писатели – "двумя сахарными головами", "поднимающимися копьями", "хорошенькими шариками с розовыми ягодками"... В ходу было выражение: "Женская грудь – это первая победа юноши, ежедневная пища мужчины и последнее утешение старика…" Те, кому с объемом груди не повезло, набивали свои корсажи ватой.
Среди европейских стран особняком стояла Испания, где еще властвовал суровый католицизм. Здесь корсет не выделял грудь, а напротив, ужимал ее до почти нулевых размеров, а девочкам для достижения этого идеала клали на грудь свинцовые плиты. О декольте не могло быть и речи. Даже шея обязательно пряталась за огромным воротником. Правда контуры груди таки обозначались с помощью двух полукружий жемчужных нитей поверх гладкого лифа.
Галантная грудь
В течении XVI века грудь то открывалась, то скрывалась в пышных и чопорных одеяниях эпохи барокко. С приходом эпохи рококо и, так называемой, галантной моды грудь вновь становится центром внимания и самой эротически привлекательной частью тела. Теперь стало модным не просто ее обнажать, а обнажать кокетливо, с намеком. Ведь XVIII век – это век изысканной любовной игры и эротического культа, век искусственной красоты, разработавший полный арсенал методов соблазнения. Чтобы сделать грудь выше и краше, применялись всевозможные средства – уже упоминаемые корсеты, лифы и вошедшие в обиход каблуки, которые позволяли женщине еще явственней выпячивать свои "белоснежные яблоки". Соски грудей ("глаза тела") нередко подкрашивались (как красят губы), ведь розовеющий затвердевший сосок всегда был символом сексуального возбуждения.
Декольте (даже самые смелые) теперь носили не только на придворных мероприятиях, но и посещая церковь. Особую популярность также приобрел легкий платок, который накидывали на плечи, а при удобном случае сбрасывали, обнажая откровенный вырез на груди.
Обнажать женскую грудь, касаться ее и целовать – отныне считалось вполне приличным. Скромность вызывала лишь насмешки: раз девушка стыдится – значит нечем похвалиться. Кавалеры вздыхали, что "легче коснуться груди женщины, чем завоевать ее сердце". Дамы же постоянно находили повод показать свою грудь – то роза упала и уколола, то блошка укусила – «посмотрите!». Популярным развлечением знати были и своеобразные конкурсы красоты, где дамы без стыда задирали подолы и распахивали корсажи. Известна история о трех англичанках, ходивших по лондонским улицам совершенно "топлесс". Так вот, народ собирался вокруг красавиц не с целью заклеймить бесстыдниц, а чтобы обсудить, чья грудь лучше. Так как груди их были красивы каждая по-своему, спор так ничем и не закончился.
Впрочем, полностью грудь обнажали редко, ведь не у всех она обладала от природы теми качествами, которые давали корсет, пудра и подкладки. Возникают и первые накладные груди, которые делали из воска и обтягивали кожей. Пишут, что даже механизм придумали, заставляющий эту грудь вздыматься и опускаться. Тогда же в среде дворянства становится правилом нанимать для своих детей кормилиц, чтобы перси прекрасных дам не теряли своей формы.
Великая Французская революция грудь не "отменила", она только избавила женщин от гнета корсетов. Во времена Наполеона Бонапарта и стиля ампир начинается так называемая "голая мода", когда одеяние состояло только из воздушного просторного платья и разнообразных шарфов и шалей. Скрыв живот, такое платье не переставало подчеркивать грудь, учитывая, что теперь под эту самую грудь сместилась линия талии.
Буржуазная грудь (XIX век)
Изнеженное дворянство еще не раз будет возвращать в обиход декольте. Однако в XIX веке основным персонажем исторической сцены становится буржуа - человек практичный, активный и хозяйственный. Образцовая жена такого буржуа тоже должна быть хозяйственной и благопристойной. Отныне она в первую очередь хранительница семейного очага, самостоятельно растящая и кормящая своих детей. Идеалом становиться полная крепкая налитая грудь Матери, а среди мужчин большой популярностью пользуются именно зрелые дамы.
«…К ее коляске - не к моей -
Пристроиться спешат;
Все почему? Семнадцать мне,
А Ей под пятьдесят...»
(Р. Киплинг «Моя соперница»)
"Полная женская грудь имеет необычайную прелесть для рода мужского, - поскольку она, будучи непосредственнейшим образом связана с пропагативной функцией женщины, обещает новорожденному изобильное питание".
(А. Шопенгауэр "Метафизика половой любви")
Однако обнажать роскошную грудь – собственность мужа – женщина, конечно, не смела. Ведь большинство первых буржуа были выходцами из протестантской среды с ее жесткими нормами и запретами. Правда, и тут дамы нашлись. Хотя платье стало закрытым, а нижняя часть вообще скрылась под неприступным кринолином, в моду опять возвращается корсет, резко подчеркивающий грудь (извините, бюст - именно это слово считалось приличным в те ханжеские времена). Г. Варен писал об особо ярых пуританах: "Женщине было дозволено иметь голову и ступни, но между шеей и щиколоткой могли упоминаться вслух в приличном обществе лишь сердце и желудок".
Стремление к идеальным формам нередко приводило к трагическим последствиям. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень… Использование женщинами корсета стало настолько привычным, что ввело в заблуждение даже врачей XIX века, которые считали, что у мужчин и женщин разный механизм дыхания. У мужчин, мол, основную роль при дыхании играет диафрагма («брюшное дыхание»), а у женщин — межреберные мышцы («грудное дыхание»). На самом деле процесс дыхания у всех одинаков, просто диафрагме женщин мешал "работать" корсет!
"Ее платье (это было летнее платье с четырьмя воланами, желтое, прилегающее в талии, с широкой юбкой) расстилалось вокруг нее по полу, и когда она наклонилась, оно немного заколыхалось, легко лежащая ткань натянулась на ее груди".
(Г. Флобер "Госпожа Бовари")
В конце 1860-х в моду входят турнюры - особые подушечки подкладывающиеся под платье сзади. В сочетании с корсетом фигура женщины приобретает соблазнительный лебединый силуэт с отставленной задней частью и выпирающим бюстом. Грудь приподнималась с помощью гибкого каркаса, который в шутку называли тромпоз, что означает "обманщица".
Грудь то большая, то маленькая (ХХ век)
Долгое владычество корсета закончилось в начале ХХ века. Сначала знаменитая Айседора Дункан шокировала всю Европу, когда стала танцевать в просторной античной тунике, одетой практически на голое тело. А в 1903 году француженка Гош Саро взяла и просто рассекла корсет на две части. Начинается эпоха лифчиков, воспринимавшихся после корсета настоящим благодеянием для женского тела. Впрочем, в 1920-х годах лифчик служит не для того, чтоб подчеркивать грудь, а напротив – чтобы ее ужимать. Модным становится стройный спортивный силуэт «а-ля гарсон», плоскогрудый и узкобедрый (видимо, как следствие женской эмансипации). Но уже со второй половины 1930-х годов в моду снова входит весьма заметная пышная грудь, достигшая апогея в 1950-х. Актрисы Мэрелин Монро и Софии Лорен – яркое тому подтверждение. Лифчики опять обзаводятся подкладками.
В 1960-х – опять откат назад. Расцвет молодежных движений и очередная волна эмансипации выводят на пьедестал худющую модель Твигги с грудью нулевого размера. Впрочем, наряду с ней не меньшую популярность имеет и пышногрудая Бриджит Бордо. В моду входят бикини и монокини (купальник типа топлесс), а молодые феминистки устраивают возле зала, где проводился конкурс красоты настоящий ритуальный костер, в котором жгут предметы «гнета» - туфли на шпильке, подвязки и злосчастные бюстгальтеры. В результате, основой женской презентабельности на долгое время становится стройность. К сожалению, худая стройная фигурка редко совмещается с пышной грудью. Ведь форма груди создается жировой тканью, поэтому  женщина, желающая похудеть, должна помнить, что вместе с лишним весом она теряет и объем своего бюста.
В 1970-х в моду возвращаются лифчики, превратившиеся к тому времени из простого бюстодержателя в соблазнительное кружевное украшение. Для тех же, кого природа не наградила (или лишила) высокого и упругого бюста, их ношение было просто необходимостью.
В 1980-е годы обиженные природой наконец-то воспряли духом. Операции по увеличению груди становятся доступны даже обычным домохозяйкам. Начался бум силиконовых имплантатов, и экраны заполонили красотки с грудями, напоминавшими вот-вот готовые лопнуть воздушные шары. Знаменитая порнозвезда Лоло Феррари довела свой бюст до совершенно безобразных размеров, что только добавило ей популярности. А вот актриса Шаролиз Терон жаловалась, что малый размер груди очень сужает ее кинорепертуар. Впрочем, американские стандарты – не истина в последней инстанции. Те же французы предпочитают в основном небольшие размеры груди. Да и среди американцев сторонники больших и маленьких грудей разделились, согласно проводимому опросу, практически поровну. Можно вспомнить и скромные бюсты таких актрис, как Настасья Кински и Мила Йовович, вовсе не мешающие им сводить с ума миллионы мужчин.
Новая волна эмансипации в 1990-х годах на какое-то время ввела в моду стиль «унисекс». Девушки стали выглядеть так, будто им вообще начхать на мнение мужчин – огромные боты, просторные одежды и подростковая грудь в стиле Кейт Мосс. Но мужские вкусы игнорировались недолго. Грудь по-прежнему остается одной из привлекательнейших частей женского тела. К слову, чувствительность этой эрогенной зоны от размеров почти не зависит (большая грудь обычно даже несколько менее чувствительна). В цене, правда, всегда остаются упругость и высота, но с этим хитроумные женщины как-нибудь справятся...

Комментариев нет:

Отправить комментарий